Богословие и современная жизнь

Владимир Фильченков. Интервью с доктором богословия Сергеем Викторовичем Санниковым Переклад українською — тут

Многие христиане представляют себе богословие, как застывшее изложение догматов, которые остаются неизменными тысячи лет. И, с одной стороны, это действительно так. Но, также, это динамичная и развивающая наука, соединяющая земное и небесное, божественное и человеческое, временное и вечное.

Христианское богословие изменяется и развивается вместе с окружающим миром и социальной средой.  Мы побеседовали с известным христианским ученым, доктором богословия и философии, пастором церкви, автором многих книг по истории христианства, главным редактором альманаха “Богомыслие” и основателем Одесской богословской семинарии Сергеем Викторовичем Санниковым.

Итак, что такое богословие? Нужно ли оно простому христианину и зачем? Какие вызовы бросает мир современному христианству? Какие задачи и проблемы стоят перед учеными? И какие решения может предложить христианское богословие христианам 21 века? Как учение о Боге и вере меняется и развивается в наши дни, и как эти изменения оказывают влияние на практическую жизнь людей?

–  Приветствуем вас, Сергей Викторович! В первые века христианства богословие решало сложные задачи, включая каноничность Священного Писания, учения о Троице, природы Иисуса Христа. Средневековые богословы исследовали связь философии и теологии. Ренессанс и Реформация пересмотрели понятия о свободе воли и Божьей природе. В XX веке появились новые темы: теология освобождения, феминистская теология, диалог с другими религиями, экологическая теология. В XXI веке христианство столкнулось с вызовами глобализации, секуляризации, мультикультурализма, гендерных и биоэтических вопросов. Как вы считаете, какие направления в современном богословии являются наиболее актуальными и почему?

–  Спасибо, что пригласили меня для этой беседы и позволили поразмышлять над очень важными и серьезными проблемами. Богословие часто развивалось в окружении, где преобладал христианский контекст. Его называли “христианским миром”. Хотя, на самом деле, это был не христианский мир, а мир в христианских одеждах. Сегодня наш мир считает себя постхристианским, т.е. мир с христианским прошлым, использующий христианские термины и идеалы, но по своей сути он является языческим. Это своего рода “язычество с христианским прошлым”. Это представляет серьезный вызов для богословия. Такой мир требует переосмысления основных понятий, которые казались непоколебимыми.

Богословие – не просто абстрактная система знаний. Оно, конечно, основывается на знаниях, но в первую очередь – это размышление. Это попытка постичь Бога, мир и своё место в нём, черпая из божественного откровения. Богословие стремится дать ответы на вопросы, касающиеся вечности.

Важно понимать, что богословие – не только организованная систематизация доктрин. Хотя систематическое богословие – одна из ее областей, но это далеко не всё. Богословие охватывает гораздо больший объём. Сегодня систематическое богословие не является главным направлением. В современном богословском поиске систематика ушла на второй план.

Сложности, которые современный мир ставит перед христианством, невозможно разрешить только через систематический подход. Необходимо искать другие способы, потому что систематика ограничивается человеческим пониманием божественного присутствия. Полностью осмыслить его практически невозможно, и построить исчерпывающую систему богословия тоже. Ведь Бог – это живая Личность, а не просто совокупность знаний.

Главное направление, которое сегодня имеет значение в богословии, – это практическое богословие. Оно стремится анализировать реальность – мир, человека, события, вопросы политики, зла, радости, церкви – и понимать их через богословский взгляд, высоту Божественного присутствия. Оно исследует, как Бог действует через эти аспекты, с какой целью, как это соотносится с вечностью. Практическое богословие выходит за рамки узкой области знаний и науки. Оно основывается на высокой позиции богословского взгляда и стремится к пониманию мира через Божественную перспективу.

Шлейермахер выделил несколько направлений в богословии: историческое, догматическое и практическое, но под практическим он имел в виду не то, о чем я сейчас говорю. У него это гомилетика, литургика миссия и др. Но, я имею в виду практическое богословие, как систему взглядов и убеждений, которые определяют ежедневную практическую жизнь. человека, а не церковную деятельность. Сегодня мы живем в другом времени, когда Господь действует иначе, призывая нас к размышлениям – как применить мои христианские убеждения в конкретной ситуации бизнеса, семьи, отношений с соседями. В этом практическом богословии важно проявить смелость, отойти от привычных путей и, опираясь на многовековой опыт богословского пути, по-новому посмотреть на старые проблемы.

Это новый взгляд на не только на житейские проблемы, но и на глобальное понимание мира. На такие проблемы как присутствие Бога в церкви и проблема зла. Проблема зла – не просто теодицея и объяснение почему существует зло. А, гораздо более широко – как мы должны относиться к этому явлению? Как воспринимать конкретное зло? Такой подход также применяется к внешним сферам, где проявляет себя христианство и церковь. Примером может служить развитие «богословия труда». Сущность практического богословия заключается в осмыслении всех сторон жизни с богословской перспективы.

–  Вы утверждаете, что практическое богословие становиться главным направлением в современной теологии. Но нужно ли отказываться от традиционных аспектов богословия полностью или есть элементы, которые стоит сохранить?

–  Нет, важно подчеркнуть, что практическое богословие — это не просто повседневная практика, и указания на конкретное поведение. Это настоящее богословие, теория, обоснованная на догмах, сложившихся веками. Если не понимать тринитарного богословия, не иметь представления о взаимоотношениях внутри Троицы, то очень трудно построить реальные взаимоотношения в общине. Например, мы можем построить общину на социологических и психологических принципах, но взгляд на общину с точки зрения тринитарного богословия, заставляет нас задуматься о глубоком внутреннем взаимодействии лиц Троицы, о перихоре́зисе, об их гармонии и уникальности. Понимая, что в Троице каждое Лицо обладает своим уникальным аспектом, мы можем построить взаимоотношения в общине, отражая эту гармонию. Важно понять, как сделать наши взаимоотношения согласованными и индивидуальными, как внести в общину принципы Троицы. Это небольшой пример того, как практическое богословие должно опираться на фундамент классического богословия, хотя некоторые его аспекты могут потребовать ревизии.

–  Как вы считаете, Сергей Викторович, возможно ли традиционное богословие адаптировать к современному обществу? Видите ли, вы глобальные изменения, которые могли бы повлиять на богословие в целом?

–  Глобальным в богословии, на мой взгляд, является то, что оно должно заниматься практическими аспектами жизни, а не только абстрактными теориями. Даже такие, казалось бы, классические вопросы, какие обсуждались в средневековье, находят свое практическое применение. Однако сегодня требуются новые подходы для их применения на новом уровне. Это означает, что нужно научиться переносить доктрины в повседневную практику, что далеко не так просто.

–  Сергей Викторович, а как вы видите влияние онлайн-церквей на взаимоотношения между христианами?

–  Очень хороший вопрос.  Действительно все эти вызовы Covid -19, военные действия, беженцы в разных странах, вынудили большинство церквей перейти в режим онлайн, тем более современные технологии позволяют это легко организовать.

Но, на мой взгляд, онлайн-церковь становиться необходима, только в критической ситуации, когда другого выхода просто нет. Общение онлайн предоставляет возможность не только послушать проповедь, пение хора, но и обратиться через чат к пастору, поучаствовать в совместной молитве. Но онлайн церковь никогда не сможет полноценно заменить реальную церковь! Потому что реальная церковь всегда предполагает тактильный контакт, физическое общение.

Так уж получается, что мы люди живём в теле. Господь нас создал такими творениями, что мы не только духовные существа, но у нас есть и дух, и душа, и тело. И человек является полноценной личностью только в единстве духа, души и тела.  Поэтому наша телесная часть, тело человека, имеет огромное значение для личности и ее духовной жизни. И физические контакты, и отношения всегда играли и продолжают играть значительную роль в нашем общении.

Но именно эти физические отношения, отсутствуют при онлайн общении.  Оно создает иллюзию общения, но не создаёт настоящего общения. Поэтому я скептически отношусь к онлайн-церквям. Современными технологиями для богослужения можно и нужно пользоваться только в экстремальных условиях, когда человек, по каким-то причинам оказался в изоляции. Но, если есть альтернатива обычного живого общения, то никакая онлайн церковь его не заменит. Увы, влияние церковного онлайн общения на его участников еще не изучено. Неясно, к каким положительным и отрицательным последствиям оно приводит.

–  А какие еще области богословия, на ваш взгляд, также нуждаются в более тщательных исследованиях?

–  Да, действительно сегодня существуют совершенно новые направления богословских исследований, которые нуждаются в развитии и переосмыслении. Одним из таких новых направлений, над которым я сейчас работаю, является сакраментальное богословие. Сакраментальное богословие может показаться странным и непонятным в контексте баптизма, так как баптисты обычно отвергают идею таинственности и считают, что все может быть ясно и понятно, без скрытых значений. Однако на самом деле у баптистов всегда было, и по-прежнему есть, глубокое понимание сакраментальности как в богословских построениях, так и в практических действиях.

Сакраментальное богословие занимается вопросами божественного присутствия в мире и церкви. Как Бог присутствует в нашей жизни через Вечерю Господню, крещение, молитву и другие аспекты нашей практики? В этом есть таинство, которое нельзя разложить на простые объяснения. Например, проповедь считается сакраментом, так как в ней присутствует Бог, и Бог действует через нее. Проповедь способна воздействовать на человека не только на психологическом уровне, но и менять его сущность и экзистенциально.

Поэтому, на мой взгляд, критически важно на сегодняшний день глубже погрузиться в эти вопросы и вернуть баптизму сакраментальное измерение. Это поможет нам лучше понять и ценить значение Вечери, крещения, молитвы… Сегодня часто слишком поверхностно относятся к этим таинствам, как к второстепенным ритуалам, акцентируя все внимание на духовной части, в то время как материальный аспект часто игнорируется. Я считаю, что это свидетельствует о нашем неумении правильно воспринимать божественное присутствие и мыслить сакраментально в теологическом смысле.

–  Не так давно я читал вашу книгу «Характер и датировка Тайной Вечери». Как я понимаю, это только один из разделов ваших исследований в области сакраментального богословия?

–  Да, Владимир, вы правы, это небольшая часть моей книги о сакраментальном богословии, касающаяся только лишь датировки Вечери. А в полной версии книги рассказывается о сущности и о практическом применении сакраментального богословия.

–  Для простого члена церкви, насколько важно понимать все эти нюансы и тонкости этой богословской проблематики? Хотя бы с точки зрения практического применения?

–  Да, это именно практическое богословие, но это не значит, что каждый христианин должен прочитать эту книгу. Человек должен понять самое главное, а эта книга действительно предназначена в первую очередь для специалистов, для пасторов, для богословов, чтобы они могли правильно понимать идею Вечери и донести ее до членов своей церкви. Ведь даже в самой Вечери у нас возникает множество чисто утилитарных, практических вопросов.

Ну почему мы, например, не выбрасываем хлеб, который остается после Вечери? Если это просто символ, не имеющий никакого духовного значения, зачем его разделять между собой? Это ж бессмысленно! Чтобы найти правильные ответы на эти вопросы, нам необходимо сакраментальное богословие.

–  А, как обстоят дела в исторических церквях с сакраментальным богословием?

–  И у исторических церквей существует определенная проблема в вопросе сакраментальности, но она выглядит по-другому. Они уходят в крайность, преобразуя сакрамент в чисто материальное, иногда даже вульгарное, считая, что тайна заключается в буквальном превращении хлеба в тело Христово. Этот подход является слишком материалистичным и вредным, так же, как и чисто символический подход, где хлеб и вино просто представляют духовный символ, лишенный реальной ценности, а Вечеря превращается только в воспоминание о Христе.

Сейчас в католической и православной традициях происходят обсуждения и даже частичный пересмотр того, каким образом Христос присутствует в Евхаристии. Исторические церкви, к сожалению, отождествляют реальное присутствие с материальным. Однако, мы знаем, что реальное присутствие не ограничивается только материальным.

Например, мы с вами часто взаимодействуем виртуально, через Zoom, и это тоже реальное присутствие, но тольков другой форме. Духовное присутствие также абсолютно реально, поэтому понятие реального присутствия нуждается в пересмотре и расширении. Я утверждаю, что мы можем говорить о реальном присутствии Христа во время Вечери и в баптизме, но это присутствие не материальное, как утверждают католики.

–  Скажите пожалуйста, Сергей Викторович, какие еще насущные проблемы практическому богословию необходимо решать современному христианству?

–  Сегодня существует немало проблем в христианстве, на которые может дать ответы именно практическое богословие.  Вот, например, что значит сегодня для нас библейское выражение: «не любите мира, ни того что в мире»? (1Ин.2:15) Понимание этого вопроса, по сути, зависит от богословской интерпретации этого текста.

Некоторые могут считать, что это означает полную изоляцию и уединение в пустыне, тогда как другие могут утверждать, что «не любить мир» означает просто не ходить в казино или публичный дом, а остальное допустимо. Существует достаточно много ответов на этот вопрос, и важно разобраться, какой из них является действительным правильным.

Мы не должны любить мир, а Бог любит его, что же это значит? И как совместить Любовь Божью к миру и нашу ненависть к миру? Мы также должны рассмотреть, что является грехом в этом мире, и каким образом Бог ненавидит грех. Это очень важные практические вопросы для каждого христианина. Это и есть по сути, богословие социальной и политической жизни.

Есть еще одна актуальная проблема – отношение христианина к политике, или «политическое богословие». Многие христиане часто его игнорируют, говоря: «я вне политики». Однако, даже такое отрицание само по себе уже является политической позицией. Уклониться от политики и мировых событий практически невозможно, и человек сам того не желая, на самом деле остается внутри этой политической сферы жизни. Важно честно признаться самому себе: какую позицию я занимаю?

Эта позиция не должна быть основана только на отдельно взятых библейских текстах, так как можно подобрать тексты под любую точку зрения. Правильная позиция в богословии должна учитывать всю полноту библейских текстов, основываясь на цельной картине Библии, и не ограничиваться узкой интерпретацией нескольких стихов. Только такое богословие можно считать истинным. И в этом заключается сила настоящего богословия.

–  Существуют ли какие-то критерии, которые могут помочь христианину самостоятельно выработать собственную позицию и создать свое, так сказать, собственное богословие?

–  Важно не столько создать четкие критерии, как научиться жить по любви, воле Божьей и духу, чтобы различать, что правильно, а что нет. Хотя, конечно, можно разработать четкие критерии на определенный исторический период, но они быстро устаревают, так как мир постоянно предлагает новые сценарии, для которых старые критерии уже не подходят.

Разумеется, существуют некие рамки и ориентиры, но детализировать их до конца очень сложно. Ранее, например, баптисты пытались подробно детализировать: какую одежду носить, как вести себя и где садиться, и все основывалось вроде бы на Библии. Сегодня мы также опираемся на Библию, но у нас уже другие критерии.

Или, например, сейчас у нас возобновилась борьба с танцами. Я понимаю и поддерживаю, что танцы приводят в конечном счете ко греху. Но, с другой стороны, некоторые баптисты так не думают. Почему? Потому что мы живем в свободе, к которой призвал нас Христос.

Я не возражаю против церковных заветов, но в тоже время я осознаю их ограниченность и недостаточность. Часто они появляются тогда, когда духовная жизнь в упадке, и христиане начинают вводить внешние запреты. Эта тенденция наблюдается на протяжении истории христианства, и особенно ярко проявилась в ранней церкви.

Изначально не было жестких запретов, но постепенно община начала вводить их. Почему? Я считаю, что это связано с ослаблением духовности. В результате многие христиане не могут жить по духу и вынуждены придерживаться закона. В таком случае конечно лучше ввести церковные запреты, чем грешить. Лучше соблюдать закон, чем погрязнуть в анархии.

Меня впечатляет высказывание Августина: “Люби и делай, что хочешь.” Хотя это считается ересью, как можно действовать по своему желанию? Этот вопрос через много столетий привел к долгой дискуссии между Лютером и Кальвином. В лютеранстве ценится свобода, а Кальвин придерживался системы жестких правил и запретов. Оба подхода имеют свои особенности, и нельзя утверждать, что один лучше другого, так как христиане могут разделять разные точки зрения.

–  Если одной из проблем современного христианства является упадок духовной жизни, то каким образом мы можем ее оживить? Существуют ли какие-то новые методы решения этого вопроса?

–  К сожалению, нет готовых рецептов и мгновенных решений. Конечно, существуют классические методы, такие как чтение Писания, увеличение молитвенной практики и усиление аскетической дисциплины, включая длительные посты. Но это только инструменты, которые помогают поддерживать духовную жизнь. Настоящее повышение духовности часто происходит спонтанно, когда человек по-настоящему пожелает начать духовную жизнь. Хорошие наставники и книги могут помочь в этом процессе. На мой взгляд, ослабление духовной жизни происходит не потому, что люди разрешают себе слишком много, а они разрешают себе много потому что их духовная жизнь ослабевает. Проблема заключается в уровне духовности.

–  А каково ваше представление о хорошей духовной жизни?

–  Духовная жизнь – это жизнь с Иисусом!  Это способность научиться чувствовать Его, научиться слышать Его голос, научиться понимать Его волю и сознательно реагировать на их. Учиться искать силы для того, чтобы выполнить то, что ты знаешь. Потому что проблема не только в том, чтобы знать волю Божью. Чаще всего мы знаем волю Божью, а проблема в том, что не имеем силы исполнить эту волю. В такие моменты нам необходимо просить мудрости и силы.

–  То есть неспособность жить духовной жизнью заключается в том, что у человека не хватает силы воли для исполнения воли Божьей?

–  Правильнее будет сказать, что человек не пользуется силой Божьей для того, чтобы выполнить волю Божью. Это более корректно. То есть, он не умеет пользоваться Божьей благодатью для того, чтобы выполнить волю Божью в отношении с самого себя, в отношении своего предназначения. Потому что сам по себе человек, своей личной волей не сможет противостоять греху.

–  Какую роль «политическое богословие» и христианство в целом может играть в современной политике международной в дипломатии?

 –  Если рассуждать глобально, то ни христианское мировоззрение, ни христианская мораль не смогут воздействовать на политику. Это совершенно разные векторы и политики могут только прикрываться христианскими лозунгами, ценностями, идеями.

В реальности христианские ценности и политика не совместимы. Хотя «политическое богословие» не способно изменить общественные законы в пользу христианских ценностей, и борьба на политическом уровне может оказаться бесполезной, это не означает, что оно не имеет будущего. Политическое богословие может научить христиан, каким образом влиять на положение конкретных людей и помогать тем, кто нуждается в помощи.

Вместо надежды на изменение законов или улучшения мира в целом, мы можем сфокусироваться на помощи тем людям, с кем мы взаимодействуем и напрямую работаем, учимся, общаемся. И следуя принципам Христа, который всегда решал проблемы конкретного человека мы можем остановить негативное влияние греха на уровне отдельно взятой души. Таким образом, «политическое богословие» может иметь своё место в будущем, если оно научит нас сосредотачиваться на конкретных воздействиях в духовной жизни.

–  Могли бы вы поделиться своим виденьем развития не только богословия, но и христианства в целом?

–  Этот вопрос довольно сложен для меня, так как обсуждение будущего самого по себе не поощряется Писанием. Знание будущего полезно только в той мере, в какой оно влияет на поведение в настоящем. С другой стороны, я постоянно молюсь о скором пришествии Господа. Поэтому я живу в состоянии ожидания, но продолжаю выполнять свои обязанности и функции, порученные мне Господом.

Нельзя просто сидеть и ожидать Его прихода. Что касается конкретно богословия, я вижу его развитие в сторону увеличения академической значимости. Украинское богословие уже имеет авторитет в секулярном гуманитарном знании и академическом мире. В будущем, возможно, его влияние еще усилится, что позволит христианскому голосу звучать громче в сфере гуманитаристики. Это положительное явление, так как оно означает распространение Благой вести.

В прошлом, миссионерскую работу часто воспринимали как способ продвижения определенной идеологии и увеличения числа членов церкви. Однако сегодня, по-моему, мнению, все больше людей начинают видеть миссию как провозглашение Благой вести, не обязательно связанную с приходом людей в конкретную церковь. Это отражает общие тенденции в распространении Евангелия, и меня это печалит. Но поскольку Царство Небесное и Церковь неразрывно связаны между собой, то я верю, что Божий замысел будет исполнен в полном соответствии с Его божественной волей. «С клятвою говорит Господь Саваоф: как Я помыслил, так и будет; как Я определил, так и состоится» (Ис.14:24).

–  Спасибо вам, Сергей Викторович, за интересную и плодотворную беседу. Желаем вам обильных Божьих благословений в жизни и в духовном труде.

– – – – – –
Одеса Баптист Інфо – Інформаційне служіння Обласного Об’єднання Церков ЄХБ
– – – – – –
Сайт Обласного Об’єднання http://www.odessabaptist.info/
Вайбер https://invite.viber.com/
Телеграм https://t.me/odessabaptistinfo
Фейсбук https://www.facebook.com/odessabaptist10
Ютуб https://www.youtube.com/c/OdessaBaptist/

– КОРИСНА ИНФОРМАЦІЯ –

Сайт з книжками Сергія Саннікова (укр., рос. мовами) https://sannikov.info/books 

Основи християнства по різних перекладах Біблії
 

Підтримуйте служіння пожертвами. "Бо коли є охота, то приємна вона згідно з тим, що хто має, а не з тим, чого хто не має" (2 Кор 8:12).

https://odessabaptist.info/wp-content/uploads/2022/04/logo-ecb-white-100-1.png
© 2022 Одеське Обласне Об'єднання Церков ЄХБ
Контакти
ул. Садовая, 39 пос. Корсунцы Коминтерновский р-н Одесская обл. Украина
То доповніть радість мою: щоб думали ви одне й те, щоб мали ту саму любов, одну згоду й один розум! (Флп. 2:2)
Тож ідіть, і навчіть всі народи, христячи їх в Ім'я Отця, і Сина, і Святого Духа, навчаючи їх зберігати все те, що Я вам заповів. І ото, Я перебуватиму з вами повсякденно аж до кінця віку! Амінь